Для православных
Душа человека бессмертна. Для христиан смерть - не конец всему, а переход к вечной жизни. Потому похороны - не тяжелое прощание с человеком, которого больше никогда не будет, а проводы в иной мир, который ждёт каждого из нас после смерти. Во время похорон главное для нас - молитва о душе почившего человека.
В Символе веры — молитве, в которой рассказывается, во что же верят православные христиане, — есть слова: «Чаю воскресения мертвых». То есть уповаю и жду воскресения мертвых.
Смерть появилась в результате грехопадения первых людей Адама и Евы. Смерть — временное разделение души и тела. После телесной смерти тело предаётся земле, а душа человека проходит мытарства, и в результате частного суда попадает либо в рай, либо в ад.
Христианская вера много внимания уделяет не только душе, но и телу христианина, потому что тело - храм души.
Забота о теле усопшего — христианская традиция, восходящая к апостольским временам. Тело — такая же неотъемлемая часть человека, как и его душа. Чтобы достойно и по-христиански принять его смерть, попрощаться с ним, атрибуты похорон важны для тех, кто пока остался в земной жизни, будет помнить и молиться о человеке.
Молитва в храме, установка памятника и уход за могилой — это забота христиан и Церкви об усопших. Мы просим у Господа «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего», надеясь, что Господь примет человека в свои объятья и простит ему земные прегрешения.
Со времён Киевской Руси гроб с телом покойного старались предать земле. Кремация допустима, т.к. христиане верят, что Господь может воскресить тело умершего человека независимо от того, каким способом оно было захоронено, но погребение в земле - ближе к Библейской традиции похорон.
C точки зрения православной христианской веры, человек – это триединство духа, души и тела. Очень часто об этом забывают, заботясь только о захоронении тела.
По канонам, до третьего дня душа человека остается рядом с телом. С третьего по девятый день ангелы сопровождают ее, чтобы показать ей рай, а с девятого по сороковой она наблюдает ад. И затем свершается Суд Божий, на котором Всевышний определяет дальнейший путь усопшего.
На всех этих этапах душа нуждается во внимании и молитве живых, поскольку сама уже позаботиться о себе не может. Основным ритуалом, становится отпевание в церкви. Служитель Церкви провожает человека в мир иной, молится о прощении его грехов и пребывании в Царствие Божием.
На девятый день после похорон необходимо пригласить священнослужителя к могиле, чтобы он вновь ходатайствовал об усопшем перед Богом. Самим – сходить в храм на утреннюю литургию, поставить свечу за упокой и прочесть заупокойную молитву.
Молитва о новопреставленном
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей) имя, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаговерова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имя, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
СКАЧАТЬ
То же самое обязательно делается и на сороковой день, и на годину.
Заупокойная молитва от живых – это та помощь, в которой нуждается православная душа, это просьба о том, чтобы ей войти в Рай.
Поминать усопшего можно по велению души. Если вы чувствуете такую потребность – сходите на утреннюю литургию, прочтите молитву. И она коснётся родного вам человека в ином бытии, и поможет на Страшном суде.
После 40 дней читается другая молитва
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнагопреставльшагося раба Твоего (рабы Твоей), имя, и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
СКАЧАТЬ
Обряд отпевания
Отпевание – очень важный обряд похорон. Большая часть молитв в нем поется. Эти молитвы являются утешением для скорбящего человека.
А для усопшего - это переход души в новый, совершенно иной мир, и проводить ее туда, нужно достойно. Поэтому мы просим Бога, чтобы его душа была прощена и вошла в Царствие Небесное.
Покойный может осознавать свои грехи, но уже не может принести покаяние.
Молитвой мы просим Бога быть милостивым к душе покойного, простить ему прегрешения вольные или невольные и избавить от вечных мук.
«И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф.21:22).
И поэтому, до Страшного Суда у живых еще есть время попросить у Бога прощения для усопших.
По сложившейся православной традиции погребение с отпеванием происходит на третий день после смерти. Но когда в силу разных обстоятельств это невозможно, отпевание проводят в любой возможный день.
В исключительных случаях, когда нет возможности совершить отпевание до погребения, по благословению священника, проводится заочное отпевание, даже после похорон.
Лучше отпевать человека в том храме, куда ходил почивший, чтобы оповестить как можно больше прихожан, которые знали его и хотят прийти помолиться о его душе, проводить его в последний путь. Если же он не был постоянным прихожанином одного храма, то отпевать лучше там, где есть знакомый вам священник. Также можно отпевать человека в храме на кладбище, в морге или пригласить священника к вам домой.
Перед отпеванием на тело усопшего обязательно надевают нательный крест, в руки вкладывается икона (Христа, Богородицы или небесного покровителя) или Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия). Покойного одевают в чистые одежды, часто светлые, что символизируют радость воскресения и будущей встречи с Богом. Тело покрывают до пояса специальным погребальным покрывалом с изображением креста, святых и надписей с молитвами.
Этот покров символизирует, что верующий человек находится под покровом Бога. На лоб надевается бумажный венчик с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи. Венчик символизирует нашу надежду на то, что усопший обретет венец вечной жизни. Каждый усопший христианин для Церкви — воин, одержавший победу на поле битвы со страданиями и искушениями, которые выпали на его жизнь.
***
Открытый гроб, с омытым и облачённым телом, устанавливается на специальном возвышении.
Родственники и близкие умершего стоят вокруг гроба и держат в руках зажжённые свечи. Священнослужитель совершает чин отпевания. Во время пения стихир второго гласа «Придите, последнее целование дадим, братие, умершему/-ей…» родные и близкие, по очереди подходя к гробу, целуют венчик на лбу покойного и икону на его груди. Вслед за чтением разрешительной молитвы её текст вкладывается в правую руку усопшего и тело полностью закрывается покрывалом. Поверх него священник крестообразным движением сыплет землю, затем гроб закрывается крышкой и доставляется к месту погребения.
В Русской Православной церкви существует несколько видов отпевания-мирских человек (обычных людей), младенцев, священников и монахов. Все они имеют одинаковую структуру и отличаются лишь некоторыми деталями (обычно это-канон). Основной каркас любого отпевания представляет собой видоизмененную торжественную Утреню, которую в храмах служат накануне больших праздников. Эта служба через аллегории показывает историю человечества от падения Адама до пришествия Христа (путь от Ветхого завета к Новому).
Порядок стандартного чинопоследования отпевания мирских человек, обычно совершаемую в храмах г. Москвы
1. После возгласа священника хор начинает петь тропари пятого гласа: «Благослове́неси́, Го́споди, научи́ мяоправда́нием Твои́м…»
Тропари поются либо все, либо частично. По окончанию тропарей-малая заупокойная ектения. После чего поется седален с богородичном, распеваемые на тот же 5-й глас, что и предыдущие тропари.
“Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (или рабу Твою или раб Твоих), и сего (или сию или сих) всели во дворы Твоя, / якоже есть писано: / презирая яко благ прегрешения его (или ея или их) вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче….”
2. Далее служится канон 6-го гласа.
Он состоит из 9 песней, каждая из которых состоит из ирмосов и тропарей и посвящена определенному событию библейской истории. Однако же, по указанию Типикона (руководство по службам для священнослужителей), 2-я песнь поется и читается только в Великий пост.
Перед каждым тропарем хор (реже-священник) поет припев. Первый: “Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего (или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих), второй: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь». Сам канон структурно делится на 3 части-есть дополнительные песнопения по 3 и 6 песни.
3. После третьей песни канона священник произносит заупокойную ектению и поется седален 6 гласа:
“Вои́стинну суета́ вся́ческая, житие́ же сень и соние, и́бовсу́емяте́тся всяк земноро́дный, я́кожерече́ Писа́ние: егда́ мiрприобря́щем, тогда́ во гроб всели́мся, идеже́ вку́пеца́рие и ни́щии. Те́мже, Христе́ Бо́же, преста́вльшагося ра́ба Твоего́ (или преста́вльшуюся рабу Твою или преста́вльшихся раб Твоих) упоко́й, я́ко Человеколюбец.” и поется богородиченседальна.
4. После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектению и поется заупокойный кондак:
“Со святы́миупоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ (или ду́шу рабы́ Твоея́ или ду́ши раб Твои́х), иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.”
К нему присовокупляется икос 8 гласа: “Сам еди́неси́ безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка: земни́иу́бо от земли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́ю жде по́йдем, я́коже пове́лелеси́, созда́выймя и реки́й ми: яко земля́ еси́, и в зе́млю оты́деши: а́можев си челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилуия́, аллилуия́, аллилуия́.”
5. После канона поются или читаются заупокойные стихиры авторства преподобного Иоанна Дамаскина.
Примечательно то, что их 8 и они должны распеваться на восемь гласов (напевов). На практике же, к сожалению, всегда поется только последний, 8-го гласа:
“Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида. О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство? како предахомся тлению? како сопрягохомся смерти? воистину Бога повелением, якоже писано есть, подающего преставльшимся (преставльшемуся, преставльшейся) упокоение.”
6. Блаженны 6-го гласа с тропарями “Во царствии твоем помяни нас, Господи…”
7. Апостол и Евангелие
Чтение Апостола предваряет прокимен: «Блаже́н путь, во́ньжеи́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́стоупокое́ния.» Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́». Читается первое послание апостола Павла к солуняном, 270 зачало (1Фес. 4:13–17). Также читается соответствующее место из Евангелия от Иоанна, зачало 16 (Ин. 5:24–30). Понять, когда священник читает Евангелие, довольно просто-хор всегда перед и после прочтения поет “Слава Тебе, Господи, слава Тебе.” После Евангелия родственники могут потушить свечи, которые возжигали перед началом отпевания.
8. Разрешительная молитва.
После слов “Господу помолимся” хор отвечает “Господи помилуй”. Священник над телом усопшего читает разрешительную молитву, после чего вкладывает ее в руку усопшего.
9. Прощание с усопшим.
После молитвы родственники подходят для прощания. Поются стихиры второго гласа, подобен «Егда́ от дре́ва»:
Прииди́те, после́днее целова́ние дади́м, бра́тие, уме́ршему…
(Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему — подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.)
10. Затем читается Отче наш, поются тропари 4 гласа:
“Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шура́ба Твоего́ (или ду́ши рабы́ Твоея́), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю (их) во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеко лю́бче…”
Произносится сугубая ектения об упокоении : «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя об этом, услышь и помилуй…»., особенность которой в том, что на каждое прошение священника хор поет “Господи, помилуй” трижды, а не один раз.
11. Окончание отпевания (отпуст и “Вечная память”)
Во блаже́нному спе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (усо́пшей рабе́ Твоей) имярек, и сотвори́ ему́ (ей) ве́чнуюпа́мять.
Хор трижды поёт: «Вечная память.». “Душа его/её во благих водворится, и память его/её в род и род.” С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится.
Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле — посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную. Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей. На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.
Последование Литии, совершаемой мирянином дома или на кладбище
Лития́ заупокойная – краткий чин панихиды, установленный для моления о новопреставленном христианине при выносе его тела из дома, а также для поминовения усопшего в любое другое время.
Где провести отпевание?
В православной традиции принято отпевать человека 1 раз — в церкви. С давних времен умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на 3 дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по нему Псалтырь. Чтение Псалтири особенно важно в первое время после смерти: оно дарует утешение как душе умершего, так и его родным.
Если по каким-то причинам невозможно доставить тело человека в храм, то отпевание проводят в доме умершего, на кладбище, крематории или на территории морга.
Отпевание может проходить в приходском или кладбищенском храме, поэтому родственникам умершего нужно в первую очередь договориться со священником об отпевании, обговорить время и место проведения богослужения.
Порядок отпевания
- Гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю; то есть ногами на восток, головой к западу. По церковным правилам, вопреки распространенным суевериям, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям. Этим мы выражаем свою заботу и почтение.
- Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: у головы, ног и по обеим сторонам гроба; вместе они изображают крест.
- Во время отпевания присутствующие стоят со свечами. Их свет — символ жизни и победы над мраком смерти.
- Когда отпевание завершается, священник прочитывает над покойным разрешительную молитву, в которой молится о прощении человеку его грехов.
- После все участвующие в отпевании подходят ко гробу прощаться, просят у усопшего прощение, целуют венчик на лбу и икону на груди (если у вас по каким-то причинам нет сил приблизиться к телу умершего, можете ограничиться поклоном ему, выразить так свое почтение его памяти).
- Затем тело полностью закрывается покрывалом. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается, процессия направляется к месту похорон. Впереди идет человек с крестом (этот крест будет установлен на могиле), далее следует священник с кадилом в руках, за ним несут гроб, а за гробом идут все собравшиеся. На кладбище совершается чин литии, после чего гроб опускают в могилу и забрасывают землей. Первым горсть земли бросает священник, при этом совершая крестное знамение над гробом. Если священника нет, это может сделать кто-то из мирян, бросив пригоршню земли, заранее благословленной в храме.
После похорон, помня о всех собравшихся, родственники устраивают поминальную трапезу. Её начинают и заканчивают молитвой. Само обиходное слово «поминки» говорит о том, что во время такой трапезы люди вспоминают покойного, говорят о том, каким он был при жизни, о его добрых делах. Еда — не главное на поминках, поэтому достаточно накрыть традиционный для этого случая стол без излишеств и деликатесов.
Бывают случаи, когда тело умершего отсутствует, а родственникам нужно его отпеть. В этом случае проводится заочное отпевание.
Заочное отпевание — таинство без присутствия тела усопшего, которое проводят в случаях:
- если покойный был кремирован или захоронен давно, но по каким-то причинам не был отпет священнослужителем;
- когда человек погиб во время военных действий, в результате ЧС, катастрофы, теракта или пропал без вести.
Наша ритуальная служба готова провести очное и заочное отпевание. Для удобства людей, пришедших почтить память усопшего, проводится краткое отпевание - не более 10 мин. Если вы хотите достойно провести отпевание, вместить всех пришедших попрощаться: родственников, друзей, коллег по работе, знакомых и соседей, есть особое помещение - ритуальный зал. Он декорирован соответствующим образом, максимально удобен для всех. В этом случае продолжительность обряда в среднем длится 45 минут.
Кого нельзя отпевать?
В соответствии с канонами Церкви отпевание невозможно совершать над некрещеными людьми (в том числе младенцами). Кроме того, этот чин не осуществляется над иноверцами, богоборцами, отрекшимися от Христа, а также над самоубийцами и убитыми во время совершения преступления.
По поводу самоубийц существуют некоторые оговорки. Церковь отпевает людей, которые покончили с жизнью, будучи в состоянии сумасшествия. В этом случае родные должны обратиться напрямую к священнику, предоставить соответствующие документы и при необходимости задать ему все возникшие вопросы.
Компания «Ритуал Градъ» возьмёт на себя все этапы организации канонического отпевания
Наш похоронный распорядитель:
- предоставит подробную консультацию, информацию о правилах прощания и других деталях
- подберёт правильный вариант отпевания
- договориться со священнослужителем
- выберет место и удобное время для церковного отпевания
- поможет с организацией похорон, подготовкой документов и ритуальных предметов
Гарантируем вам профессиональное сопровождение на всех этапах похорон. С нами вы можете быть на 100% уверенными в том, что таинство отпевание пройдет правильно по всем Православным традициям. Подробнее
Важные моменты
В Православной церкви во время Литургии поют все вместе две молитвы - "Символ веры" и "Отче наш".
Молитва "Символ веры" — краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.
Молитва "Символ веры" на церковнославянском языке:
1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5 И воскресшаго в третий день по Писанием.
6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11 Чаю воскресения мертвых,
12 И жизни будущаго века. Аминь.
Молитва "Отче наш" на церковнославянском языке:
Отче наш, Иже еси на небесе́х!
Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;
и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;
и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.
Яко Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа,
ныне и присно, и во веки веков. Аминь. (Мф.6:9–13 и Лк.11:2–4).